Добро пожаловать! Зарегистрируйтесь бесплатно или Авторизируйтесь

Главная › Фотография › Полный кадр или средний формат

ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Search

Оглавление
Автомобиль
Велосипед
Дача=Дом+Сад
Интернет
Компьютеры и гаджеты
Цифровая фотография

Инструменты/Tools

Курсы валют к рублю РФ

DOF Calculator
Калькулятор ГРИП
Depth of Field Calculator

Полезные таблицы
Useful tables

Таблица элегантности

Калькулятор ГРИП (DOF Calculator)

Официальные праздники РОССИИ

Меры длины, астрономической длины, площади, объёма, времени, скорости, массы, давления, мощности

Товарные штрих-коды разных стран

Обозначения на одежде и белье

Пляжный отдых на Чёрном море, описаны Анапа, Архипо-Осиповка, Бетта, Геленджик, Джанхот, Дивноморское, Кабардинка, Криница, Новороссийск, Прасковеевка, Тамань

 Полный кадр или средний формат

Полный кадр или средний формат? Этим вопросом задаются многие энтузиасты фотографии. Информационная ёмкость традиционных полноформатных зеркальных фотоаппаратов достигла 36 млн. пикселей, а самые совершенные модели оснащаются 50 мегапиксельными сенсорами

 

Такое громадное количество пикселей в малоформатных камерах невольно наводит на мысль о безнадежном устаревании традиционных среднеформатных фотокамер.

Немного истории форматов фотокамер

Первые фабричные фотокамеры были достаточно громоздкими, а их объективы обслуживали негативы громадного (по нынешним меркам) размера.

Дальнейший технический прогресс в области конструирования фотоаппаратов сводился к попыткам уменьшить размеры фотокамер, что замечательно получилось и привело к созданию сравнительно небольших складных фотоаппаратов, работавших на формат 9х12 см.

Такие негативы печатались контактным способом. Это позволяло фотографу получать фотографии того же размера, что и негатив, а именно 9х12 см.

Недостатком подобных камер была их малая оперативность.

Разработка киноплёнки приличного качества и разрешения ознаменовала появление малоформатной фотографии. Легендарная малоформатная камера с форматом кадра 24х36 мм называлась «Лейка».

С появлением «Лейки» возникла мобильная, репортёрская фотография. Человек с малоформатным фотоаппаратом проник повсюду. Появились редкие на то время фотографии с мест военных действий, из операционных и госпиталей, фотографии восхождений на заветные вершины, фотографии с мест тех или иных событий и прочие подобные фотографии.

Фотографы «подсматривали» за героями своих снимков, фиксируя на фотографиях истинные эмоции и реальные события.

Техническая сторона малоформатной фотографии

С технической стороны, малоформатная фотография оказалась фотографией, связанной с непременным увеличением снимка. За образец качества малоформатного фото принимался отпечаток размером 9х12 см, а позднее 10х15 см. Подробнее об этом в материале Кружок нерезкости (кружок рассеяния)

Если посмотреть снимки мастеров репортажной фотографии середины XX-века, то на многих фото можно отметить отсутствие кристальной резкости. Это вполне понятно и может быть оправдано невысокой чувствительностью фотоплёнок и съёмкой с рук, без использования штатива.

Парадокс, но при установке камеры на штатив утрачивается мобильность и оперативность фотографа, что делает отчасти бессмысленным применение малоформатной камеры.

Для высококачественной фотографии, всегда использовались камеры с большим размером кадра. Тем не менее, прогресс не стоял на месте, и появились фотокамеры, работавшие с «широкой плёнкой». Это были фотокамеры среднего формата. Такое название используется для отличия этих камер от камер крупного формата, работавшими с листовыми плёнками и фотопластинками.

На средний формат снимали профессионалы и делали они это в силу производственной необходимости. Ведь средний формат сочетал некоторую оперативность с высоким качеством итогового изображения.

Учитывая, что техническим пределом оптического увеличения считается увеличение в 10-х, среднеформатные негативы позволяли получать громадные отпечатки: это и 45х60 см, и 60х60 см, и 60х70 см и даже 60х90 см.

Полный кадр и средний формат в цифровую эпоху

Цифровая эпоха привнесла в занятие фотографией определённый порядок и прежде всего, произошла некая стандартизация размеров фотографических изображений см.Таблицу 1.

Если внимательно присмотреться, то можно заметить победное шествие предопределённых размеров фотографических отпечатков и размеров фотографий, представляемых в электронном виде.

Минилабы и производители фотоальбомов фактически закрепили стандарт бытового отпечатка - это отпечаток размером 10х15 см.

Отпечаток большего размера можно вставить в стандартную рамку – обычно это А4.

Журнальная страница – это А4, журнальный разворот – это А3.

Уличный билборд – обычно 3х6 м.

Распространенные размеры фотографических отпечатков

Таблица 1

Наименование

Формат

Бытовой отпечаток (минилабы и альбомы)

10х15 см

Стандартная фоторамка

A4 и A3

Журнальная страница

A4

Журнальный разворот

A3

Выставочное фото

От A3+ до A1

Уличный билборд

3х6 м

Соответственно есть стандартные размеры изображений, предназначенных для демонстрации на экране TV см. Вывод фотоснимков на TV экраны и Размеры фотоснимков для Full HDTV

Стандартизация размеров результирующих изображений повлияла на информационную ёмкость матриц цифровых фотокамер и, следовательно, на назначение фотокамер, в которые устанавливаются такие матрицы. Непонимание этого приводит к бессмысленным спорам на тематических форумах.

Для сети Интернет, для домашнего альбома, для демонстрации на экране TV вполне достаточно 6 мегапикселей старого цифрового фотоаппарата.

В тоже время, для журнального разворота требуется фото не менее 16-18-20 мегапикселей. Как раз такое количество пикселей содержат матрицы топовых репортерских зеркальных фотокамер.

Выставочное фото формата А2 потребует уже 36 мегапикселей при высоком качестве печати 300 dpi.

Ещё один важный момент. Цифровые фотокамеры оснащаются матрицей, которая предопределяет разрешение будущего снимка. Плёночный фотограф имел возможность поставить плёнку с другим разрешением и получить результат, соответствующий его требованиям и оправдывающим ожидания заказчика см. Мегапиксели и разрешение сенсора

Именно поэтому цифровые фотографы, создающие высококачественное изображение высокого разрешения, используют цифровой средний формат.

Логика таких фотографов проста и безупречна.

Во-первых. Для получения высококачественных снимков высокого разрешения фотокамеру обязательно следует устанавливать на штатив. Оперативность при этом утрачивается! Зато можно весьма точно выстраивать кадр и использовать наборы светофильтров.

Во-вторых. Коль скоро оперативность уже потеряна, нет смысла продолжать работу с малоформатной аппаратурой. Следовательно, вполне разумно работать при помощи среднеформатных фотокамер с их громадным числом пикселей и высокой разрядностью.

Щекотливый вопрос цены оборудования решается просто. Заказчик не оплатит снимки, выполненные малоформатной фотокамерой, а то и вовсе не станет заказчиком.

Достоинства фотокамер среднего формата

Сразу заметим, что перед основной массой фотографов (включая энтузиастов и профессионалов) не стоят съёмочные задачи, реально требующие применение среднего формата. Изготовление высококачественных фотографий высокого разрешения и большого размера представляет собой довольно узкий и весьма специфический сегмент рынка.

Фотокамеры среднего формата обладают вполне реальными достоинствами, и речь идёт не о «воздухе в кадре».

Ниже перечислены некоторые из таких достоинств цифровых фотокамер среднего формата:

Работа с камерой среднего формата и с малоформатной камерой

Камеры среднего формата никогда не противопоставлялись малоформатной фотоаппаратуре. Справедливости ради можно отметить, что в книгах по основам фотографии практически всегда приводились сравнительные размеры кадров разных фотокамер, включая камеры с размером кадра 4х5 дюймов.

Работа со среднеформатной камерой порой значительно отличается от работы с малоформатной техникой и особенностям съёмки среднеформатной фотокамерой надо учиться.

Существенное отличие – это количество отснятого материала. Для цифровой малоформатной фотографии характерны пробные кадры, многочисленные дубли, а общее количество кадров за сессию может достигать нескольких тысяч см. Сколько кадров снимают на цифру

Съёмка среднеформатной аппаратурой производится весьма тщательно и довольно кропотливо.

При работе со средним форматом фотографы стараются сразу правильно компоновать и выстраивать кадр, тщательно подбирают экспозицию. Файлы изображений, получаемые при съёмке на средний формат, имеют большой объём, а съёмка (при возможности) производится сразу в компьютер или ноутбук. Число дублей одного сюжета обычно не велико.

© Prostophoto, 2016

© abcIBC.com, 2016

Удачных снимков!

См.также

Оглавление раздела Фототехника

Требования программ к «железу»
Компьютер 2013 для фотографа
Ресурс затвора цифровых фотокамер
Ресурс затворов камер Canon
Ресурс затворов камер Nikon
Ресурс затворов камер Pentax
Величины рабочих отрезков фотокамер ч.1
Величины рабочих отрезков фотокамер ч.2
Величины рабочих отрезков фотокамер ч.3
Величины рабочих отрезков фотокамер ч.4
Особенности объективов Pentax
Особенности объективов Sony
Особенности объективов Canon
Особенности объективов Nikkor от Nikon
Камеры с большим числом мегапикселей
Canon EOS 7D Ver.2 и его 18 Мпикс
Canon EOS 5D Mark III и его 22.3 Мпикс
Nikon D600 и его 24.3 Мпикс

 

Nikon D800 и его 36.3 Мпикс
Список лучших объективов для Nikon D800
Выбор системной фотокамеры ч.1
Выбор системной фотокамеры ч.2
Nikon Df и его 16.2 Мпикс
Сколько снимков сделал Nikon
Сколько кадров снимали на плёнку
Сколько кадров снимают на цифру
Ресурс затвора и виды съёмки
Canon EOS 5DS R и его 50.6 Мпикс
Объективы для Canon EOS 5DS R
Список лучших объективов для Nikon D810
Кружок рассеяния в цифровых камерах
Приведенный кружок рассеяния
Pentax K-1 и его 36.4 млн. пикселей
Полный кадр или средний формат
51.4 мегапикселей Pentax 645z
50 мегапикселей Hasselblad X1D-50c