Добро пожаловать! Зарегистрируйтесь бесплатно или Авторизируйтесь

Главная › Фотография › Применение режимов P S A M на съемке

Ноябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Search

Оглавление
Автомобиль
Велосипед
Дача=Дом+Сад
Интернет
Компьютеры и гаджеты
Цифровая фотография

Инструменты/Tools

Курсы валют к рублю РФ

DOF Calculator
Калькулятор ГРИП
Depth of Field Calculator

Полезные таблицы
Useful tables

Таблица элегантности

Калькулятор ГРИП (DOF Calculator)

Официальные праздники РОССИИ

Меры длины, астрономической длины, площади, объёма, времени, скорости, массы, давления, мощности

Товарные штрих-коды разных стран

Обозначения на одежде и белье

Пляжный отдых на Чёрном море, описаны Анапа, Архипо-Осиповка, Бетта, Геленджик, Джанхот, Дивноморское, Кабардинка, Криница, Новороссийск, Прасковеевка, Тамань

 Применение режимов P S A M на съемке

В первой части обсуждались различные режимы съёмки и, в частности, творческие полуавтоматические режимы P S A M.

Вторая часть была полностью посвящена Съёмке в программном режиме или фотографирование в режиме съёмки P.

В третьей части описывалась Съёмка в режиме приоритета выдержки или фотографирование в режиме съёмки S (или Tv).

В четвёртой части обсуждалась Съёмка в режиме приоритета диафрагмы или фотографирование в режиме съёмки A и Av.

В пятой части разбиралась Съёмка в ручном режиме или фотографирование в режиме съёмки M.

Темой настоящего материала является Применение режимов камеры PSAM при фотографировании с рук и со штатива.

Материал разбит на две большие части:

При работе с данным материалом важно учитывать то, что практически любую съёмку можно выполнить при помощи любого из режимов камеры PSAM.

До недавнего времени так и происходило. Ведь долгое время во всех фотокамерах присутствовал только ручной режим!

Потом, с появлением затвора с электронным управлением и бесступенчатыми выдержками, распространился режим приоритета диафрагмы.

Кстати, в этом режиме (режиме приоритета диафрагмы) снимали вовсе не так, как снимают сейчас.

Раньше фотографировали иначе. Глядя в видоискатель, смотрели на индикатор выдержек и вращением кольца диафрагм на объективе подбирали нужную выдержку. При этом значение диафрагмы в видоискателе не отображалось! Точнее, отображалось не во всех, а лишь в самых топовых камерах.

За отображение значения диафрагмы в видоискателе отвечала сложная система призм, позволявшая «посмотреть» на кольцо диафрагм объектива с выгравированными цифрами. На старых объективах можно увидеть вторую (дублирующую) шкалу диафрагм. Эта дублирующая шкала отличается от основной шкалы меньшим размером цифр и нужна лишь для отображения в видоискателе значения установленной диафрагмы.

Приоритет выдержки стал работоспособным лишь с появлением фотоматериалов приличного качества и достаточно высокой чувствительностью.

Заметим, что активное продвижение программного режима P произошло при внедрении в съёмочную практику сменных объективов с переменным фокусным расстоянием, т.е. зум-объективов.

Широко распространённые, массовые зум-объективы того времени отличались переменной светосилой, что затрудняло ручную экспонометрию. В тоже время зум-объективы с постоянной светосилой были дорогими и весьма тяжёлыми.

Программный режим съёмки P существенно упростил работу фотографа с массовыми зум-объективами, автоматизировал поиск нужной экспозиционной пары, а также повысил оперативность съёмочного процесса.

Применение режимов съёмки P S A M при фотографировании с рук

Программный режим P

Основным режимом съёмки при фотографировании с рук является программный режим P. Собственно для этой цели его и разрабатывали.

Современный программный режим позволяет активно использовать сдвиг программы в сторону коротких/длинных выдержек и, соответственно, закрытых/открытых диафрагм и  коррекцию экспозиции.

Сдвиг программы осуществляется поворотом управляющего колёсика и производится интуитивно, вся нужная фотографу информация отображается на дисплее/в видоискателе фотокамеры.

В большинстве случаев при съёмке с рук фотограф может оставаться в программном режиме P см.Рис.1. и не отвлекаться на использование других режимов.

Цветные флюгеры
Рис.1. Цветные флюгеры

Снимок «Цветные флюгеры» Рис.1. выполнен с рук в программном режиме P. Использовался матричный замер. Съёмка производилась без сдвига программы и без коррекции экспозиции.

Вечернее освещение
Рис.2. Вечернее освещение

Снимок «Вечернее освещение» Рис.2. – типичный случай использования программного режима съёмки P. Матричный замер. Съёмка производилась без сдвига программы. Коррекция экспозиции -1/3 EV.

Режим приоритета выдержки – режим съёмки S или Tv

Если нужно «заморозить» движение, то лучше использовать режим приоритета выдержки см.Рис.3. Для съёмки подвижных объектов хорошо использовать следящую фокусировку.

Легкомоторный самолёт
Рис.3. Легкомоторный самолёт

Снимок «Легкомоторный самолёт» Рис.3. выполнен с выдержкой 1/1250 секунды в режиме приоритета выдержки. Однако и такой короткой выдержки оказалось недостаточно для того, чтобы «заморозить» движение кончиков лопастей пропеллера этого лёгкомоторного самолёта.

В тоже время при съёмке, например, фонтанов, крайне желательно показать сплошные струи воды, а не струи, разбитые на капли см.Рис.4.

Фонтан в Летнем саду. Санкт-Петербург
Рис.4. Фонтан в Летнем саду. Санкт-Петербург

Фонтан в Летнем саду отснят при выдержке 1/100 секунды в режиме приоритета выдержки. Такая выдержка позволила уменьшить дробление струй воды на снимке и достаточно чётко показать их траектории.

Подобный снимок можно выполнить как в программном режиме P (сдвинув управляющим колёсиком программу, добиваясь выдержки 1/100 секунды), так и в режиме приоритета выдержки.

Режим приоритета диафрагмы – режим съёмки A и Av

Если, по замыслу фотографа, требуется выделить резкостью объект съёмки, то следует переключить цифровую фотокамеру в режим приоритета диафрагмы см.Рис.5.

Один из символов Заячьего острова
Рис.5. Один из символов Заячьего острова

Один из символов Заячьего острова см.Рис.5. был снят в режиме приоритета диафрагмы. Открытая до f:5.6 диафрагма длиннофокусного объектива позволила замечательно выделить главный объект на размытом фоне.

Часто фотографу требуется резкость переднего плана и отчётливое изображение дальних планов см.Рис.6.

Вид на Неву с Петроградской стороны
Рис.6. Вид на Неву с Петроградской стороны

Вид на Неву с Петроградской стороны был снят с диафрагмой, прикрытой до значения f:10.

Такую съёмку можно производить либо в программном режиме P (сдвинув программу в область большой глубины резкости), либо переключить фотокамеру в режим приоритета диафрагмы.

Ручной режим съёмки M

Готовясь к съёмке на пленэре, полезно ознакомится с материалом  Интервалы яркостей разных объектов и Интервалы яркости объектов съёмки

В некоторых случаях автоматике сложно произвести замер экспозиции, особенно если нужно сохранить детали в тенях и не выбелить света.

В этом случае фотографу хорошую службу сослужит Зонная таблица экспозиционных поправок заранее вклеенная в Блокнот фотографа или в Блокнот фотографа II

Произведя замеры яркости в светах и в тенях, фотограф, в соответствие с Зонной теорией Ансела Адамса, легко сможет выбрать ключевой тон (зона V) и подобрать необходимые экспозиционные параметры.

Автоматика здесь не помощник, поэтому съёмка производится в ручном режиме M см.Рис.7.

Вид на шпиль Петропавловского собора
Рис.7. Вид на шпиль Петропавловского собора

Правильно экспонированный снимок Рис.7. не пришлось «вытаскивать» из RAW и вся обработка свелась к небольшой коррекции жёлтого вечернего освещения

Применение режимов съёмки PSAM при фотографировании со штатива

Программный режим P

Сразу надо внести ясность. Программный режим съёмки P, разработанный для фотосъёмки с рук, при съёмке со штатива практически не используется.

В этом нет никакого смысла. Алгоритмы, заложенные в этот режим, описывают фотографирование с рук, а не со штатива.

Режим приоритета выдержки – режим съёмки S или Tv

Для съёмки спорта с монопода или штатива используется режим приоритета выдержки – режим съёмки S или Tv. Короткие выдержки позволяют «заморозить» движение объекта съёмки. Резкости кадра способствует система непрерывного фокуса, которая «следит» за объектом съёмки.

Напротив, длинные и сверхдлинные выдержки и штатив позволяют сделать многие улицы безлюдными, запечатлеть красочные фейерверки, прорисовать на снимке трассы от фар и фонарей проезжающих автомобилей, а водную поверхность представить в виде мягкой глади.

Режим приоритета диафрагмы – режим съёмки A и Av

Режим приоритета диафрагмы – режим съёмки A и Av является, наряду с ручным режимом, основным при съёмке со штатива.

Режим приоритета диафрагмы служит, в основном, для съёмки статичных или малоподвижных объектов.

Режим приоритета диафрагмы используется при пейзажной съёмке, съёмке архитектуры, предметной съёмке и в других подобных случаях, когда на снимке важную роль играет глубина резко изображаемого пространства ГРИП.

Ручной режим съёмки M

Ручной режим съёмки M часто применяется при съёмке со штатива, особенно в условиях студии с её стабильными световыми условиями.

Ручной режим съёмки M – это единственный режим, позволяющий выставлять экспозиционные параметры по падающему, а не по отражённому свету.

В условиях стабильного, правильно выставленного света съемка в ручном режиме избавляет фотографа от возни с уровнями в графических редакторах и позволяет использовать пакетный режим обработки всего отснятого материала, добиваясь высокой эффективности.

_______________________________________
Читайте продолжение: Особенности применения режимов камеры P S A M при фотографировании в путешествии

© Prostophoto, 2015

© abcIBC.com, 2015

Удачных снимков!

См.также

Оглавление раздела Теория

Цифровая фотография – это здорово!
Кружок нерезкости (кружок рассеяния)
Допустимый кружок нерезкости
Гиперфокальное расстояние
О глубине резкости
Формулы для расчёта гиперфокального расстояния и ГРИП
Графическое представление ГРИП/DOF ч.1
Графическое представление ГРИП/DOF ч.2
Сколько мегапикселей надо для счастья?
Мегапиксели, разрешение и размеры файлов
Размер фото для WEB-проектов
Как получить качественное фото?
Какие бывают объективы?
Подбираем набор объективов
Расчёт ГРИП с помощью калькулятора ГРИП
Сюжетные программы
Творческие программы
Оптимизация изображения в фотокамере
Разрешение снимков и их применение
Форматы графических файлов в фотографии
Вас попросили снять свадьбу – что делать?
Штатив для фотоаппарата
Цветовая температура различных источников
Основные термины цифровой фотографии
Какой формат выбрать – JPEG, TIFF или RAW?
Корректирующие коэффициенты ключевых тонов
Зонная таблица экспозиционных поправок
Условная классификация объективов
Описание зонной теории Ансела Адамса
Зонная система для цифровых фотокамер ч.1
Зонная система для цифровых фотокамер ч.2
Зонная система для цифровых фотокамер ч.3
Зонная система для цифровых фотокамер ч.4
Зонная система для цифровых фотокамер ч.5
Зонная система для цифровых фотокамер ч.6
Правильная экспозиция без 18% серой карты
Блокнот для фотографа
Гистограмма
Размеры матриц цифровых фотокамер
Эквивалентное фокусное расстояние
Таблица эквивалентных фокусных расстояний
Конструктивные особенности объективов ч.1
Конструктивные особенности объективов ч.2
Конструктивные особенности объективов ч.3
Выбираем компактный фотоаппарат ч.1
Выбираем компактный фотоаппарат ч.2
Выбираем компактный фотоаппарат ч.3
Выбираем компактный фотоаппарат ч.4
Выбираем компактный фотоаппарат ч.5
Основные типы компактных фотокамер
Сюжетные режимы компактных камер ч.1
Сюжетные режимы компактных камер ч.2
Сюжетные режимы компактных камер ч.3
Сюжетные режимы компактных камер ч.4
Однообъективный зеркальный фотоаппарат
Системные фотокамеры
Штатив для компактной фотокамеры ч.1
Штатив для компактной фотокамеры ч.2
Хороший фотограф – Профессионал или Мастер?
Фототехника для профи и любителей
Какой фотоаппарат выбрать?
Возможности и функции фотокамер
Фотокамера – идём покупать
Профессиональные и любительские камеры
Фотосъемка различными объективами
Съёмка светосильным объективом 50 mm f/1.4
Информационная ёмкость фотоснимка
Качество изображения и размер файлов
Разрешающая сила и диафрагма
Хороший компьютер для фотографа ч.1
Хороший компьютер для фотографа ч.2
Хороший компьютер для фотографа ч.3
Фотография без Фотошопа
Фотографии из отпуска
Как носить фотоаппаратуру
Как рассчитать объём дисков под фото
Схемы обработки цифровых фото ч.1
Схемы обработки цифровых фото ч.2
Схемы обработки цифровых фото ч.3

 

Как выбрать схему обработки фото
Рациональный съёмочный процесс
Как хранить цифровые фотографии ч.1
Как хранить цифровые фотографии ч.2
Систематизация цифровых фотографий ч.1
Систематизация цифровых фотографий ч.2
Систематизация цифровых фотографий ч.3
Систематизация цифровых фотографий ч.4
Блокнот для фотографа II
Почему применяют серую карту?
Зачем фотографу экспонометр?
Кому нужен отдельный экспонометр
iPad для фотографа
Что мотивирует фотолюбителя?
Как перестать быть любителем?
Когда следует обновлять технику?
От любителя к мастеру
Обучение фотографии – фотокамера
Обучение фотографии – штатив
Обучение фотографии – подготовка
Обучение фотографии – навыки
Обучение фотографии – знания
Обучение фотографии – объективы ч.1
Обучение фотографии – объективы ч.2
Обучение фотографии – объективы ч.3
Обучение фотографии – фильтры
Обучение фотографии – практика
Обучение фотографии – процессы ч.1
Обучение фотографии – процессы ч.2
Обучение фотографии – процессы ч.3
Как хранить цифровые фотографии ч.1
Как хранить цифровые фотографии ч.2
Как хранить цифровые фотографии ч.3
Как хранить цифровые фотографии ч.4
Как хранить цифровые фотографии ч.5
Пять причин снимать в JPEG
Пять причин снимать в RAW
Пять причин снимать в RAW+JPEG
Снимать можно любой фотокамерой
Разрядность цифровой фотографии
Как выбрать RAW-конвертер ч.1
Как выбрать RAW-конвертер ч.2
RAW-конвертер и рабочий процесс ч.1
RAW-конвертер и рабочий процесс ч.2
10 принципов отличной фотографии
Ретушь – Зачем? Когда и Как?
Зачем редактировать цифровое фото?
Фотограф и ретушер ч.1
Фотограф и ретушер ч.2
Отдавать заказчику RAW’ы или нет? ч.1
Отдавать заказчику RAW’ы или нет? ч.2
Режимы съемки P S A M
Съемка в режиме P
Съемка в режиме S и Tv
Съемка в режиме A и Av
Съемка в режиме M
Применение режимов P S A M на съемке
Особенности съёмки в путешествии
Рабочий процесс обработки цифровых фотографий
Вывод фотоснимков на TV экраны
Смартфон как фотокамера
Квадратный кадр
Экспокоррекция при съёмке камерой смартфона
Разрешение печати 254 и 300 DPI
Разрешение цифровой печати 254 DPI
Разрешение цифровой печати 300 DPI
Постобработка у любителя и профи
Съёмка или постобработка
Графические манипуляторы
Компьютерная лазерная мышь New
Тачпад в работе фотографа New
TrackPoint pointing stick New
Графический планшет New
Выбор графического планшета New
Установка и настройка графического планшета New
Как попробовать занятие фотографией? New
Обработка после съёмки New
Потоковая обработка свадебной съёмки New