Съёмка или постобработка
Съёмка или постобработка? Здесь нет противопоставления. Напротив, любая фотография это и съёмка, и постобработка. Но… для одних видов фотографии достаточно грамотно проведённой съёмки, а в других случаях без постобработки фотоснимок просто не состоится
Рис.1. Красный мак. Стекинг из 2 снимков
Среди любителей фотографии хороший снимок нередко сопровождают выражением «и никакого фотошопа».
Здесь полезно разобраться. Уместность редактирования в том или ином жанре зависит, прежде всего, от самого этого жанра.
Постобработка в плёночную эпоху
Полезно помнить, что мастера аналоговой фотографии не чурались постобработки.
Самый распространённый вариант обработки прошлого – «пропечатывание» тёмных участков негатива. Часто такому «пропечатыванию» подвергалось небо, снятое без светофильтров или белая рубашка жениха.
Другой приём «запечатывание». Нередко «запечатыванию» подвергались неуместные светлые детали, особенно те, которые отвлекали внимание от сюжетно важной части кадра.
Ну, а после печати на фотобумаге, фотоснимки подвергались так называемой технической ретуши. В процессе технической ретуши убирались нежелательные чёрные и белые точки, следы царапин фотоплёнки, следы пыли покровных стёкол фотоувеличителя, следы пинцета (или пальцев) и прочие дефекты.
Фотографы прошлого не чурались коллажей, склеивали панорамы, впечатывали красивые облака в «пустое небо», добавляли грубое зерно и т.п.
Интересно, что при съёмке широко использовались светофильтры, которые, искажая цветопередачу, помогали высветлить или затемнить нежелательные цвета и оттенки.
К постобработке в плёночную эпоху можно также отнести изогелию, соляризацию и псевдосоляризацию, изополихромию, кросс-процессы и фильтрацию деталей проявлением (ФДП).
Некоторые фотоувеличители высокого класса позволяли исправлять (или, при необходимости, усиливать) перспективные искажения, выпрямлять падающие дома.
Фотосъёмка в цифровую эпоху
Грамотно произведённая фотосъёмка в цифровую эпоху по-прежнему важна. Правильный свет, отточенная композиция, «брильянтность» и другие характеристики отличной фотографии востребованы и в цифровую эпоху.
Если во время съёмки вся работа была выполнена правильно, то фотографический снимок обязательно получится технически грамотным. А с технически правильным снимком можно совершать самую сложную обработку, если этого требует сюжет, техническое задание, клиент или заказчик.
Важно отметить, что правильно выполненный снимок выглядит правильно (и практически одинаково) во всех основных и популярных графических редакторах. К таким редакторам относятся фирменные графические редакторы производителей фотокамер, Lightroom, Photoshop, RPP и Capture One.
Если в каком-либо графическом редакторе снимок выглядит недо- или переэкспонированным, или на снимке видны цветовые искажения, то это какая-то ошибка (например, загружен профиль не той камеры) и эту ошибку надо найти и исправить.
На Рис.1. показан красный мак. Экспозиция и баланс белого не корректировались. Для того чтобы размыть фон была выполнена съёмка с открытой диафрагмой. Для увеличения глубины резкости фотограф воспользовался стекингом. На снимке Рис.1. стекинг собран из 2 кадров.
Фотосъёмка в цифровую эпоху – выводы
-
Фотосъёмка должна производиться правильно. Резкое должно быть резким, экспозиция должна быть правильной, композиция совершенной, баланс белого соответствовать натуре или замыслу фотографа, а площадь кадра использоваться полностью;
-
Правильно выполненная фотография практически не зависит от формата её сохранения. Снимок, сохранённый в JPEG, TIFF или RAW, должен выглядеть одинаково качественно;
-
Снимок в формате RAW должен выглядеть качественно во всех основных и популярных графических редакторах, таким как фирменные графические редакторы производителей фотокамер, Lightroom, Photoshop, RPP и Capture One;
-
Качественная фотография не содержит грубых просчётов и не требует радикальной корректировки в редакторе. Грубые просчёты надо исправлять на съёмке, сразу.
Постобработка в цифровую эпоху
Постобработка (а также художественная и техническая ретушь) в цифровую эпоху существенно расширила возможности фотографа.
Использование мощных графических редакторов породило иллюзию того, что «всё можно сделать в фотошопе», поэтому искусство съёмки на какое-то время потеряло былую важность, особенно среди непрофессиональных фотографов.
Однако, после того как было снято громадное число фотографий с неинтересным светом, с неинтересным сюжетом, с неправильным балансом белого, с просчётами в композиции и ошибками в экспозиции, искусство фотосъёмки постепенно возрождается.
Цифровые технологии позволяют получить интересные эффекты, многие из которых отсутствуют в плёночной фотографии.
Рассмотрим Рис.1. На нём изображён красный мак. Срывать цветок и переносить его на другой фон не входило в задачу фотографа. Поэтому, чтобы выделить резкостью изображение цветка и размыть фон, съёмка выполнялась с открытой диафрагмой. Для увеличения глубины резкости фотограф воспользовался стекингом. На снимке Рис.1. стекинг собран из 2 кадров.
Постобработка не является инструментом исправления грубых ошибок, допущенных при съёмке. Наоборот, постобработка позволяет выявить и усилить те нюансы, которые уже есть на исходной фотографии.
В этом случае графический редактор отлично помогает фотографу. Это касается и бесшовных панорам, и аккуратнейшей ретуши, и исправлению перспективных искажений.
При необходимости фотограф может добиться любого нужного ему результата, используя снимок (или несколько снимков) в качестве основы.
Постобработка в цифровую эпоху – выводы
-
Постобработка не может исправить грубые просчёты, допущенные во время съёмки. Даже художники тёмным зимним вечером не выходят писать с натуры тёплый летний денёк;
-
Постобработка не может исправить ошибки фокусировки, грубые композиционные просчёты и неверно выставленный свет;
-
Постобработка может несколько скорректировать баланс белого, поправить экспозицию и проч. Однако внесение сильных коррекций может привести к упрощению цветов и появлению ступенчатых градиентов;
-
Постобработка позволяет получить бесшовные панорамы, аккуратно отретушировать изображение, исправить заваленный горизонт и убрать перспективные искажения;
-
Программы постобработки корректируют геометрические искажения, вносимые объективами, отлично корректируют хроматическую аберрацию. Кроме того, постобработка помогает уменьшить шумы изображения и повысить резкость его сюжетно важной части.
Практикующему фотографу следует оттачивать мастерство съёмки
Практикующему фотографу, безусловно, следует оттачивать мастерство съёмки. Это упростит постобработку и уменьшит затраты времени на её проведение.
Действительно, попав в уникальное место или став свидетелем интересного события, полезно сделать несколько «лишних кадров» с другими параметрами экспозиции, с разной ориентацией камеры, построив горизонтальный или вертикальный кадр.
Если позволяет время, то можно попробовать съёмку с поляризационным или нейтральным светофильтром. Можно применить другую оптику и проч.
Обидно, проехав тысячи километров, привезти маловыразительные снимки и затем «колдовать» за компьютером, пытаясь их улучшить.
Если съёмка предполагает большие объёмы постобработки, то лучше предусмотреть разделение труда. В этом случае фотограф занимается съёмочным процессом, а ретушер или дизайнер – обработкой и ретушью фотографий.
© Prostophoto, 2017
© abcIBC.com, 2017
Удачных снимков!
См.также