Добро пожаловать! Зарегистрируйтесь бесплатно или Авторизируйтесь

Главная › Фотография › Творческие программы

ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Search

Оглавление
Автомобиль
Велосипед
Дача=Дом+Сад
Интернет
Компьютеры и гаджеты
Цифровая фотография

Инструменты/Tools

Курсы валют к рублю РФ

DOF Calculator
Калькулятор ГРИП
Depth of Field Calculator

Полезные таблицы
Useful tables

Таблица элегантности

Калькулятор ГРИП (DOF Calculator)

Официальные праздники РОССИИ

Меры длины, астрономической длины, площади, объёма, времени, скорости, массы, давления, мощности

Товарные штрих-коды разных стран

Обозначения на одежде и белье

Пляжный отдых на Чёрном море, описаны Анапа, Архипо-Осиповка, Бетта, Геленджик, Джанхот, Дивноморское, Кабардинка, Криница, Новороссийск, Прасковеевка, Тамань

 Творческие программы

ProgramОбычно доступ к «творческим программам/режимам» осуществляется непосредственно переключателем на камере без использования меню.

Этим заметно повышается оперативность и удобство управления фотокамерой непосредственно во время съёмки. Нередко к «творческим программам/режимам» добавляют «сюжетные программы» или «пользовательский режим».

Творческие режимы в фотокамерах

Творческие программы обычно бывают представлены в компактных фотокамерах среднего и топового уровня, а так же в цифровых зеркальных фотоаппаратах. Всего различают четыре программы (у разных производителей подобные программы могут иметь несколько отличные названия):

  1. Программный автомат

  2. Автомат по выдержке

  3. Автомат по диафрагме

  4. Ручной режим установки выдержки и диафрагмы, в этом режиме у большинства современных фотоаппаратов экспонометр продолжает работать, показывая недодержку или передержку соответственно.

ApertureВ качестве примера на рисунке представлен переключатель режимов, установленный в положение A — Aperture (Приоритет диафрагмы). В этом режиме фотограф, при помощи управляющего колёсика на корпусе камеры, устанавливает величину диафрагмы, к которой фотокамера автоматически выбирает выдержку затвора в соответствии с яркостью объекта, установленной чувствительностью и режимом замера экспозиции.

Фотографы старшего поколения могут вспомнить, что автоматические (программные режимы) были предметом вожделения многих фотографов.

Творческие программы представлены в Таблице 1

Творческие программы

Таблица 1

Обозначение

Название

Применение

P
Program

Программируемый авто
Автоматическая программа
Программная AE

Камера автоматически устанавливает выдержку затвора и величину диафрагмы по программе в соответствии с яркостью объекта. Рекомендуется при съёмке навскидку. Во многих фотокамерах существует «гибкая программа» т.е. возможность изменить пару выдержка/диафрагма по усмотрению фотографа.

A или Av
Aperture

Приоритет диафрагмы
Установка величины диафрагмы

Когда фотограф устанавливает величину диафрагмы, камера
автоматически выбирает выдержку затвора в соответствии с яркостью объекта.
Более широкая диафрагма (открытая диафрагма) позволяет получить размытый фон для создания
хорошего портрета. Большее диафрагменное число (закрытая диафрагма)
позволяет снять в фокусе и фон, и передний план. Чем больше значение
диафрагменного числа, тем больше глубина резко изображаемого пространства ГРИП.

S или Tv
Shutter/Time

Приоритет выдержки
Установка выдержки затвора

При задании выдержки затвора камера автоматически выбирает величину
диафрагмы в соответствии с яркостью объекта. Короткие выдержки
позволяют снять мгновенное изображение движущегося объекта и «заморозить движение», тогда как
более длительные выдержки создают эффект «смазывания движущихся объектов» и позволяют снимать
в темных местах без вспышки.

M
Manual

Ручное управление
Ручной режим
Ручная установка выдержки и диафрагмы

В этом режиме фотограф производит ручную установку выдержки затвора и величины диафрагмы. Часто этот режим используется при студийной работе при «выставленном свете» или при работе с отдельным ручным экспонометром.

B
Bulb

Bulb mode
Длительная выдержка

Этот режим применяется для длительного экспонирования при съёмке ночных сцен или фейерверков. Обязательно применение штатива.

P – Автоматическая программа. Камера автоматически устанавливает выдержку затвора и величину диафрагмы объектива согласно заданной программе в соответствии с яркостью объекта. В современных камерах режим Автоматическая программа является интеллектуальным и, при подборе выдержки и диафрагмы, программа учитывает величину фокусного расстояния установленного на фотоаппарат объектива или фокусное расстояние зум-объектива. При угрозе получения нерезкого снимка фотокамера выдаёт соответствующий сигнал, предлагая воспользоваться фотовспышкой или установить фотоаппарат на штатив.

Кроме того, во многих фотокамерах существует «гибкая программа» т.е. возможность изменить пару выдержка/диафрагма по усмотрению фотографа. При этом экспозиция остаётся неизменной. Например, фотокамера подобрала экспозиционную пару 1/500 секунды и f:5.6, а фотографу необходимо получить большую глубину резкости. В этом случае фотограф может «сдвинуть» экспозиционную пару до значения 1/250 секунды и f:8.0 (или 1/125 секунды и f:11.0). Аналогично поступают и при необходимости получить более короткую или более длинную выдержку.

В зеркальных фотоаппаратах управление «гибкой программой» производится без отрыва от окуляра видоискателя при помощи управляющего колёсика, при этом фотограф контролирует все изменения по дисплею в видоискателе.

A или Av – Приоритет диафрагмы. Фотограф устанавливает необходимую величину диафрагмы объектива, камера автоматически выбирает выдержку затвора в соответствии с яркостью объекта.

Приоритетом диафрагмы обычно пользуются в тех случаях, когда съёмка должна проводиться при определённой диафрагме. Например, на фотоаппарат установлен объектив, дающий максимальное разрешение при диафрагме f:8.0. В этом случае фотограф устанавливает необходимое значение диафрагмы (в нашем случае диафрагму f:8.0), а фотоаппарат автоматически выбирает выдержку затвора в соответствии с яркостью объекта.

Другой пример. Портретная съёмка. Надо отделить объект от фона. Для этого используется открытая диафрагма портретного объектива. Фотокамера автоматически выбирает выдержку затвора в соответствии с яркостью объекта и выбранным режимом измерения.

 

S или Tv – Приоритет выдержки. Фотограф устанавливает необходимую выдержку, камера автоматически выбирает величину диафрагмы объектива в соответствии с яркостью объекта.

Приоритетом выдержки обычно пользуются в тех случаях, когда важно «заморозить движение», например, при съёмке спорта. Или наоборот, когда требуется создать эффект «смазывания движущихся объектов» при помощи длинных выдержек. Примером подобных фотографий являются снимки текущих рек, ручьёв, фонтанов и водопадов с подчёркнуто «гладкой, текущей водой».

M – Ручное управление. Фотограф производит ручную установку выдержки затвора и величины диафрагмы объектива.

Ручное управление выдержкой и диафрагмой может понадобиться при работе со «старыми объективами». Часто у фотографа остаются неплохие объективы, имеющие резьбовое соединение. Такие объективы конструктивно могут быть установлены на фотоаппарат при помощи переходных колец. Однако привод диафрагмы из камеры при этом перестаёт работать. Кроме того, некоторые объективы сторонних производителей не всегда реализуют в полной мере автоматические режимы, предусмотренные в фотоаппарате. Поэтому ручное управление может помочь при использовании подобной оптики.

Ручное управление выдержкой и диафрагмой может понадобиться при работе в студии, когда освещённость объекта съёмки остаётся неизменной. Автоматика камеры может изменить значение экспозиционной пары выдержка/диафрагма при изменении масштаба съёмки или при изменении компоновки кадра, а так как освещённость объекта съёмки осталась неизменной, то экспонирование будет неверным.

Аналогично при однотипной студийной съёмке каких-либо предметов, например, для каталога, лучше воспользоваться ручным управлением выдержкой и диафрагмой с тем, чтобы дальнейшую обработку ВСЕХ снимков проводить в пакетном режиме.

Ручное управление выдержкой и диафрагмой может потребовать использования отдельного экспонометра, другой способ заключается в определении освещённости объекта съёмки по «Серой карте». Можно подобрать экспозиционную пару в каком-либо автоматическом режиме, а дальнейшую коррекцию выдержки/диафрагмы производить, ориентируясь по гистограмме снимка.

B – Bulb mode (Длительная выдержка). Этот режим применяется для длительного экспонирования при съёмке ночных сцен или фейерверков. Фотокамеру обязательно следует поставить на штатив.

B – Bulb mode (Длительная выдержка) может потребовать использования отдельного экспонометра, предварительной пробной съёмки или дублей с разной экспозицией. Следует обеспечить неподвижность фотокамеры при помощи штатива. Все движущиеся объекты (включая звёздное небо при длительной экспозиции) получаться смазанными.

В режиме Длительная выдержка затвор фотокамеры остаётся открытым так долго, как долго будет нажата спусковая кнопка затвора.

В режиме Длительная выдержка можно регулировать чувствительность сенсора и величину диафрагмы. При длительных выдержках возрастают шумы матрицы.

Некоторые фотокамеры имеют, в дополнение к обычным творческим программам, нетипичные творческие программы. Нетипичные творческие программы представлены в Таблице 2. Потребность в подобных программах достаточно спорная, тем не менее, такие программы существуют.

Нетипичные творческие программы являются особенностью цифровой фотографии и практически не имеют аналогов в пленочной фотографии.

Слабую аналогию в плёночной фотографии можно найти только в фотокамерах со сменными кассетами (средний формат). Там действительно можно было подобрать тип плёнки под снимаемый сюжет и поставить в кассету (и поменять во время съемки) либо чёрно-белую, либо цветную плёнку той или иной чувствительности. Однако большинство съёмок все-таки начиналось с выбора типа и чувствительности плёнки.

Нетипичные творческие программы

Таблица 2

Обозначение

Название

Применение

Sv

Приоритет чувствительности

Фотограф оперативно выбирает значение чувствительности фотографического сенсора, удовлетворяющей яркости объекта съёмки. Камера подбирает пару выдержка/диафрагма для обеспечения правильной экспозиции

TAv

Приоритет выдержки и диафрагмы

Когда фотограф устанавливает величину выдержки и диафрагмы, камера
автоматически выбирает чувствительность сенсора в соответствии с яркостью объекта, чтобы обеспечить правильную экспозицию.

Sv – Приоритет чувствительности. Фотограф оперативно регулирует чувствительность матрицы, удовлетворяющей яркости объекта съёмки. Скорость затвора и значение диафрагмы устанавливаются совместно автоматически в соответствии с выбранной чувствительностью для получения подходящей экспозиции.

Особенность программы Sv – Приоритет чувствительности заключается в том, что фотограф может оперативно регулировать чувствительность сенсора при помощи одного (заднего) регулирующего колёсика, а при помощи другого (переднего) регулирующего колёсика фотограф вносит необходимую экспокоррекцию.

TAv – Приоритет выдержки и диафрагмы. Суть подобной программы состоит в одновременном приоритете, как выдержки, так и диафрагмы. Под выбранную фотографом экспозиционную пару автоматически устанавливается чувствительность, такая, что скорость затвора и диафрагма обеспечат правильную экспозицию, соответствующую яркости объекта съёмки.

Особенность программы  TAv – Приоритет выдержки и диафрагмы состоит в том, что фотограф может оперативно подобрать и выдержку, и диафрагму в соответствии со своими съёмочными задачами, а фотокамера подберёт чувствительность матрицы для обеспечения правильной экспозиции.

См. «Сюжетные программы» и «Оптимизация изображения в фотокамере»

© Prostophoto, 2012

© abcIBC.com, 2012

Удачных снимков!

См.также

Оглавление раздела Теория

Цифровая фотография – это здорово!
Кружок нерезкости (кружок рассеяния)
Допустимый кружок нерезкости
Гиперфокальное расстояние
О глубине резкости
Формулы для расчёта гиперфокального расстояния и ГРИП
Графическое представление ГРИП/DOF ч.1
Графическое представление ГРИП/DOF ч.2
Сколько мегапикселей надо для счастья?
Мегапиксели, разрешение и размеры файлов
Размер фото для WEB-проектов
Как получить качественное фото?
Какие бывают объективы?
Подбираем набор объективов
Расчёт ГРИП с помощью калькулятора ГРИП
Сюжетные программы
Творческие программы
Оптимизация изображения в фотокамере
Разрешение снимков и их применение
Форматы графических файлов в фотографии
Вас попросили снять свадьбу – что делать?
Штатив для фотоаппарата
Цветовая температура различных источников
Основные термины цифровой фотографии
Какой формат выбрать – JPEG, TIFF или RAW?
Корректирующие коэффициенты ключевых тонов
Зонная таблица экспозиционных поправок
Условная классификация объективов
Описание зонной теории Ансела Адамса
Зонная система для цифровых фотокамер ч.1
Зонная система для цифровых фотокамер ч.2
Зонная система для цифровых фотокамер ч.3
Зонная система для цифровых фотокамер ч.4
Зонная система для цифровых фотокамер ч.5
Зонная система для цифровых фотокамер ч.6
Правильная экспозиция без 18% серой карты
Блокнот для фотографа
Гистограмма
Размеры матриц цифровых фотокамер
Эквивалентное фокусное расстояние
Таблица эквивалентных фокусных расстояний
Конструктивные особенности объективов ч.1
Конструктивные особенности объективов ч.2
Конструктивные особенности объективов ч.3
Выбираем компактный фотоаппарат ч.1
Выбираем компактный фотоаппарат ч.2
Выбираем компактный фотоаппарат ч.3
Выбираем компактный фотоаппарат ч.4
Выбираем компактный фотоаппарат ч.5
Основные типы компактных фотокамер
Сюжетные режимы компактных камер ч.1
Сюжетные режимы компактных камер ч.2
Сюжетные режимы компактных камер ч.3
Сюжетные режимы компактных камер ч.4
Однообъективный зеркальный фотоаппарат
Системные фотокамеры
Штатив для компактной фотокамеры ч.1
Штатив для компактной фотокамеры ч.2
Хороший фотограф – Профессионал или Мастер?
Фототехника для профи и любителей
Какой фотоаппарат выбрать?
Возможности и функции фотокамер
Фотокамера – идём покупать
Профессиональные и любительские камеры
Фотосъемка различными объективами
Съёмка светосильным объективом 50 mm f/1.4
Информационная ёмкость фотоснимка
Качество изображения и размер файлов
Разрешающая сила и диафрагма
Хороший компьютер для фотографа ч.1
Хороший компьютер для фотографа ч.2

 

Хороший компьютер для фотографа ч.3
Фотография без Фотошопа
Фотографии из отпуска
Как носить фотоаппаратуру
Как рассчитать объём дисков под фото
Схемы обработки цифровых фото ч.1
Схемы обработки цифровых фото ч.2
Схемы обработки цифровых фото ч.3
Как выбрать схему обработки фото
Рациональный съёмочный процесс
Как хранить цифровые фотографии ч.1
Как хранить цифровые фотографии ч.2
Систематизация цифровых фотографий ч.1
Систематизация цифровых фотографий ч.2
Систематизация цифровых фотографий ч.3
Систематизация цифровых фотографий ч.4
Блокнот для фотографа II
Почему применяют серую карту?
Зачем фотографу экспонометр?
Кому нужен отдельный экспонометр
iPad для фотографа
Что мотивирует фотолюбителя?
Как перестать быть любителем?
Когда следует обновлять технику?
От любителя к мастеру
Обучение фотографии – фотокамера
Обучение фотографии – штатив
Обучение фотографии – подготовка
Обучение фотографии – навыки
Обучение фотографии – знания
Обучение фотографии – объективы ч.1
Обучение фотографии – объективы ч.2
Обучение фотографии – объективы ч.3
Обучение фотографии – фильтры
Обучение фотографии – практика
Обучение фотографии – процессы ч.1
Обучение фотографии – процессы ч.2
Обучение фотографии – процессы ч.3
Как хранить цифровые фотографии ч.1
Как хранить цифровые фотографии ч.2
Как хранить цифровые фотографии ч.3
Как хранить цифровые фотографии ч.4
Как хранить цифровые фотографии ч.5
Пять причин снимать в JPEG
Пять причин снимать в RAW
Пять причин снимать в RAW+JPEG
Снимать можно любой фотокамерой
Разрядность цифровой фотографии
Как выбрать RAW-конвертер ч.1
Как выбрать RAW-конвертер ч.2
RAW-конвертер и рабочий процесс ч.1
RAW-конвертер и рабочий процесс ч.2
10 принципов отличной фотографии
Ретушь – Зачем? Когда и Как?
Зачем редактировать цифровое фото?
Фотограф и ретушер ч.1
Фотограф и ретушер ч.2
Отдавать заказчику RAW’ы или нет? ч.1
Отдавать заказчику RAW’ы или нет? ч.2
Режимы съемки P S A M
Съемка в режиме P
Съемка в режиме S и Tv
Съемка в режиме A и Av
Съемка в режиме M
Применение режимов P S A M на съемке
Особенности съёмки в путешествии
Рабочий процесс обработки цифровых фотографий
Вывод фотоснимков на TV экраны
Смартфон как фотокамера
Квадратный кадр
Экспокоррекция при съёмке камерой смартфона New