Добро пожаловать! Зарегистрируйтесь бесплатно или Авторизируйтесь

Главная › Фотография › Кружок нерезкости (кружок рассеяния)

ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Search

Оглавление
Автомобиль
Велосипед
Дача=Дом+Сад
Интернет
Компьютеры и гаджеты
Цифровая фотография

Инструменты/Tools

Курсы валют к рублю РФ

DOF Calculator
Калькулятор ГРИП
Depth of Field Calculator

Полезные таблицы
Useful tables

Таблица элегантности

Калькулятор ГРИП (DOF Calculator)

Официальные праздники РОССИИ

Меры длины, астрономической длины, площади, объёма, времени, скорости, массы, давления, мощности

Товарные штрих-коды разных стран

Обозначения на одежде и белье

Пляжный отдых на Чёрном море, описаны Анапа, Архипо-Осиповка, Бетта, Геленджик, Джанхот, Дивноморское, Кабардинка, Криница, Новороссийск, Прасковеевка, Тамань

 Кружок нерезкости (кружок рассеяния)

Цифровой фотоаппарат/Digital photo cameraКружок нерезкости (кружок размытости, кружок рассеяния) – кружок наименьшего диаметра, различимый глазом как изображение отдельной точки. Размер кружка рассеяния связан с разрешающей способностью глаза, а именно со строением сетчатой оболочки глаза или сетчатки.

Для нормального глаза разрешающая сила в угловой мере составляет 50 секунд, или приблизительно 1 угловую минуту. Разрешающая способность в угловой мере не зависит от расстояния.

Рассчитаем диаметр кружка нерезкости применительно к расстоянию наилучшего зрения (наилучшего видения) 25-30 см. Получится, с расстояния наилучшего видения диаметр допустимого кружка рассеяния составит 0.07-0.09 мм.

Вспомним, что полиграфическое качество изображений начинается с величины 300 dpi, что означает dots per inch (количество точек на дюйм) и соответствует размеру точки 25.4/300=0.084 мм. Иными словами полиграфическое качество изображения также соответствует диаметру кружка рассеяния с расстояния наилучшего видения.

Расчетную величину диаметра допустимого кружка рассеяния 0.07-0.09 мм обычно округляют до значения 0.1 мм. Этот диаметр допустимого кружка рассеяния принимается для негативов, печатаемых контактным способом.

Для негативов, подлежащих обязательному увеличению, например, малоформатных негативов камер, формата 24x36 мм, диаметр кружка рассеяния принимается равным 1/30 мм (приблизительно 0.033-0.035 мм).

Как возник диаметр кружка рассеяния 1/30 мм для малоформатных негативов камер, формата 24x36 мм?

Дело в том, что стандартным размером отпечатка долгое время был отпечаток, выполненный со стеклянного негатива пластиночного фотоаппарата. Эти фотопластинки имели знаменитый размер 9x12 см.

Поэтому конструкторы самых первых малоформатных фотоаппаратов соревновались с качеством отпечатков, получаемых контактным способом (без увеличения) с негативов размером 9x12 см. Обычно фотосъёмка на формат 9x12 см производилась на стеклянные пластинки. Изображение, получаемое при печати с пластинок, имеет линейные размеры, в три раза большие, чем негатив 24x36 мм.

Поэтому, чтобы получить с негатива 24x36 мм трёхкратное увеличение, по качеству не уступающее контактному отпечатку с диаметром кружка рассеяния 0.1 мм, необходимо, соответственно, чтобы диаметр кружка рассеяния на малоформатном негативе был в три раза меньше.

При дальнейшем развитии фотографии изменился и стандартный размер отпечатка. Размер отпечатка 9x12 см был заменён популярным и сейчас размером 10x15 см.

Размер отпечатка 10x15 см выполненного с негатива 24x36 мм соответствует увеличению в 4 раза. Это значит, что для получения на отпечатке 10x15 см диаметра кружка рассеяния 0.1 мм, малоформатный негатив должен иметь диаметр кружка рассеяния 0.025 мм.

С другой стороны, практическим путём был установлен диаметр кружка рассеяния, допустимый при рассматривании отпечатка размером 24x36 см. Этот диаметр кружка рассеяния оказался равен 0.25 мм. Так как отпечаток размером 24x36 см получается при десятикратном увеличении негатива размером 24x36 мм, соответственно диаметр кружка рассеяния негатива не должен превышать 0.25/10 мм или всё те же 0.025 мм.

Кстати, конструкторы компьютерных мониторов весьма гордились размером «зерна» экрана, составлявшим 0.24 мм. На расстоянии рассматривания, на котором обычно рассматривают изображение на мониторе компьютера величина «зерна» экрана в 0.24 мм соответствует значению диаметра кружка рассеяния, полученному практическим путём.

Изображение на экране компьютерного монитора может иметь следующие значения разрешения (Таблица):

Число точек на дюйм

Размер точки в мм

72

0.35

96

0.26

120

0.21

 

Допустимые кружки рассеяния при различных расстояниях рассматривания, мм

Диаметр кружка рассеяния

Расстояния рассматривания, см

20

25

30

35

40

50

60

80

100

150

Теоретически допустимый

0.06

0.07

0.09

0.10

0.12

0.15

0.17

0.23

0.29

0.44

Значение, полученное практически

0.08

0.1

0.12

0.14

0.16

0.20

0.24

0.32

0.40

0.60

Наибольший допустимый

0.24

0.30

0.36

0.42

0.48

0.60

0.72

0.96

1.20

1.80

Кроме перечисленного, кружок рассеяния используется для определения выдержки, при которой объект съёмки останется резким. Действительно, если объект съемки движется, то за время экспозиции (за время срабатывания затвора фотоаппарата) изображение, построенное объективом на фотослое или на сенсоре матрицы, сдвинется. Если сдвиг изображения за время экспозиции не превысит диаметра кружка рассеяния, то изображение будет считаться резким. Имеет значение направление движения объекта съёмки. Если объект движется на/от фотографа, то нерезкость наступит при более длительной выдержке, чем в случае, когда объект двигается параллельно фотопленке или сенсору цифрового фотоаппарата (перпендикулярно оси объектива).

Аналогичная ситуация происходит, если камера с установленным объективом находится у фотографа в руках (штатив или монопод не используется). Эмпирическим путём было установлено, что величина фокусного расстояния объектива, выраженная в миллиметрах, должна быть численно равна знаменателю выдержки. При соблюдении этого условия можно сделать резкие снимки без «шевелёнки». Например, объектив имеет фокусное расстояние 50 мм, следовательно можно снимать на выдержках от1/50 и короче; а если объектив имеет фокусное расстояние 500 мм, то для съёмки с рук надо воспользоваться выдержкой не длиннее 1/500.

Выводы кратко:

© Prostophoto, 2011

© abcIBC.com, 2011

Удачных снимков!

См.также

Оглавление раздела Теория

Цифровая фотография – это здорово!
Кружок нерезкости (кружок рассеяния)
Допустимый кружок нерезкости
Гиперфокальное расстояние
О глубине резкости
Формулы для расчёта гиперфокального расстояния и ГРИП
Графическое представление ГРИП/DOF ч.1
Графическое представление ГРИП/DOF ч.2
Сколько мегапикселей надо для счастья?
Мегапиксели, разрешение и размеры файлов
Размер фото для WEB-проектов
Как получить качественное фото?
Какие бывают объективы?
Подбираем набор объективов
Расчёт ГРИП с помощью калькулятора ГРИП
Сюжетные программы
Творческие программы
Оптимизация изображения в фотокамере
Разрешение снимков и их применение
Форматы графических файлов в фотографии
Вас попросили снять свадьбу – что делать?
Штатив для фотоаппарата
Цветовая температура различных источников
Основные термины цифровой фотографии
Какой формат выбрать – JPEG, TIFF или RAW?
Корректирующие коэффициенты ключевых тонов
Зонная таблица экспозиционных поправок
Условная классификация объективов
Описание зонной теории Ансела Адамса
Зонная система для цифровых фотокамер ч.1
Зонная система для цифровых фотокамер ч.2
Зонная система для цифровых фотокамер ч.3
Зонная система для цифровых фотокамер ч.4
Зонная система для цифровых фотокамер ч.5
Зонная система для цифровых фотокамер ч.6
Правильная экспозиция без 18% серой карты
Блокнот для фотографа
Гистограмма
Размеры матриц цифровых фотокамер
Эквивалентное фокусное расстояние
Таблица эквивалентных фокусных расстояний
Конструктивные особенности объективов ч.1
Конструктивные особенности объективов ч.2
Конструктивные особенности объективов ч.3
Выбираем компактный фотоаппарат ч.1
Выбираем компактный фотоаппарат ч.2
Выбираем компактный фотоаппарат ч.3
Выбираем компактный фотоаппарат ч.4
Выбираем компактный фотоаппарат ч.5
Основные типы компактных фотокамер
Сюжетные режимы компактных камер ч.1
Сюжетные режимы компактных камер ч.2
Сюжетные режимы компактных камер ч.3
Сюжетные режимы компактных камер ч.4
Однообъективный зеркальный фотоаппарат
Системные фотокамеры
Штатив для компактной фотокамеры ч.1
Штатив для компактной фотокамеры ч.2
Хороший фотограф – Профессионал или Мастер?
Фототехника для профи и любителей
Какой фотоаппарат выбрать?
Возможности и функции фотокамер
Фотокамера – идём покупать
Профессиональные и любительские камеры
Фотосъемка различными объективами
Съёмка светосильным объективом 50 mm f/1.4
Информационная ёмкость фотоснимка
Качество изображения и размер файлов
Разрешающая сила и диафрагма
Хороший компьютер для фотографа ч.1
Хороший компьютер для фотографа ч.2
Хороший компьютер для фотографа ч.3
Фотография без Фотошопа
Фотографии из отпуска
Как носить фотоаппаратуру
Как рассчитать объём дисков под фото
Схемы обработки цифровых фото ч.1
Схемы обработки цифровых фото ч.2
Схемы обработки цифровых фото ч.3
Как выбрать схему обработки фото
Рациональный съёмочный процесс
Как хранить цифровые фотографии ч.1

 

Как хранить цифровые фотографии ч.2
Систематизация цифровых фотографий ч.1
Систематизация цифровых фотографий ч.2
Систематизация цифровых фотографий ч.3
Систематизация цифровых фотографий ч.4
Блокнот для фотографа II
Почему применяют серую карту?
Зачем фотографу экспонометр?
Кому нужен отдельный экспонометр
iPad для фотографа
Что мотивирует фотолюбителя?
Как перестать быть любителем?
Когда следует обновлять технику?
От любителя к мастеру
Обучение фотографии – фотокамера
Обучение фотографии – штатив
Обучение фотографии – подготовка
Обучение фотографии – навыки
Обучение фотографии – знания
Обучение фотографии – объективы ч.1
Обучение фотографии – объективы ч.2
Обучение фотографии – объективы ч.3
Обучение фотографии – фильтры
Обучение фотографии – практика
Обучение фотографии – процессы ч.1
Обучение фотографии – процессы ч.2
Обучение фотографии – процессы ч.3
Как хранить цифровые фотографии ч.1
Как хранить цифровые фотографии ч.2
Как хранить цифровые фотографии ч.3
Как хранить цифровые фотографии ч.4
Как хранить цифровые фотографии ч.5
Пять причин снимать в JPEG
Пять причин снимать в RAW
Пять причин снимать в RAW+JPEG
Снимать можно любой фотокамерой
Разрядность цифровой фотографии
Как выбрать RAW-конвертер ч.1
Как выбрать RAW-конвертер ч.2
RAW-конвертер и рабочий процесс ч.1
RAW-конвертер и рабочий процесс ч.2
10 принципов отличной фотографии
Ретушь – Зачем? Когда и Как?
Зачем редактировать цифровое фото?
Фотограф и ретушер ч.1
Фотограф и ретушер ч.2
Отдавать заказчику RAW’ы или нет? ч.1
Отдавать заказчику RAW’ы или нет? ч.2
Режимы съемки P S A M
Съемка в режиме P
Съемка в режиме S и Tv
Съемка в режиме A и Av
Съемка в режиме M
Применение режимов P S A M на съемке
Особенности съёмки в путешествии
Рабочий процесс обработки цифровых фотографий
Вывод фотоснимков на TV экраны
Смартфон как фотокамера
Квадратный кадр
Экспокоррекция при съёмке камерой смартфона
Разрешение печати 254 и 300 DPI
Разрешение цифровой печати 254 DPI
Разрешение цифровой печати 300 DPI
Постобработка у любителя и профи
Съёмка или постобработка
Графические манипуляторы
Компьютерная лазерная мышь
Тачпад в работе фотографа
TrackPoint pointing stick
Графический планшет
Выбор графического планшета
Установка и настройка графического планшета
Как попробовать занятие фотографией?
Обработка после съёмки
Потоковая обработка свадебной съёмки
Потоковая обработка на основе Лайтрум
Как повысить скорость обработки снимков?
Работа фотографа как проект
Надо ли отказываться от постобработки
Рабочий поток обработки цифровых фотографий
Как ускорить обработку цифровых фотографий