Добро пожаловать! Зарегистрируйтесь бесплатно или Авторизируйтесь

Главная › Фотография › Штатив для фотоаппарата

Декабрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Search

Оглавление
Автомобиль
Велосипед
Дача=Дом+Сад
Интернет
Компьютеры и гаджеты
Цифровая фотография

Инструменты/Tools

Курсы валют к рублю РФ

DOF Calculator
Калькулятор ГРИП
Depth of Field Calculator

Полезные таблицы
Useful tables

Таблица элегантности

Калькулятор ГРИП (DOF Calculator)

Официальные праздники РОССИИ

Меры длины, астрономической длины, площади, объёма, времени, скорости, массы, давления, мощности

Товарные штрих-коды разных стран

Обозначения на одежде и белье

Пляжный отдых на Чёрном море, описаны Анапа, Архипо-Осиповка, Бетта, Геленджик, Джанхот, Дивноморское, Кабардинка, Криница, Новороссийск, Прасковеевка, Тамань

 Штатив для фотоаппарата

Важным предметом оснащения любого фотографа является штатив (тренога). Некоторые фотографы имеют и активно используют несколько различных штативов.

Какие бывают штативы для фотоаппаратов

У многих ассоциация с фотографом очень интересная – обычно это человек, «колдующий» около фотоаппарата установленного на треноге.

Действительно, основной тип штатива имеет вид треноги (трипода). Тренога устойчива и компактна. Для повышения компактности ноги штатива делают секционными. Компактные штативы могут иметь конструкцию ног, состоящих из 4-5 секций.

Более устойчивые штативы имеют ноги, состоящие из 3 секций. Однако габариты подобных штативов несколько больше.

Важными характеристиками штатива являются его габариты в сложенном и в рабочем состоянии, его вес и максимальный вес нагрузки т.е. вес камеры с объективом, который данный штатив может выдержать. При перегрузке штатив может потерять устойчивость, а его соединения не обеспечат неподвижность фотокамеры.

Бюджетные модели штативов изготавливаются из лёгких сплавов и пластика. Профессиональные модели изготавливаются из сплавов и карбона. Карбоновые штативы обычно легче металлических штативов при том же максимальном весе нагрузки.

Штативы весьма износоустойчивы и служат достаточно долго. Скорее всего, купив достойный штатив, фотограф будет менять его в последнюю очередь. Некоторым фотографам приходится использовать в работе несколько штативов (полевой и студийный) и монопод. Удобно, когда все эти штативы имеют одинаковые быстросъемные площадки. В этом случае быстросъемные площадки можно не снимать с фотоаппаратуры.

TripodНа Рис.1. показан классический фотографический штатив в виде треноги. Такой штатив не имеет центральной штанги. Обычно подобные конструкции применяются при фотографировании пейзажей, когда высота точки съёмки не имеет принципиального значения и легко может быть отрегулирована при помощи изменения длины ног штатива. Бюджетные варианты подобных штативов имеют несъёмную щаровую головку.

Примером подобных штативов могут быть выпускавшиеся ранее в СССР фотографические штативы ФШУ-3 и ФШУ-5. Такие, проверенные временем, штативы легки, достаточно удобны в использовании, а также сравнительно недороги. Стандартным материалом для изготовления подобных штативов является алюминий и его сплавы.

TripodНа Рис.2. показан несколько усовершенствованный фотографический штатив, имеющий в основе своей конструкции треногу и дополненный центральной штангой. Центральная штанга позволяет фотографу оперативно изменять высоту расположения фотоаппарата, не изменяя при этом высоту ног у штатива. Помимо повышения оперативности при фотографировании, такая конструкция штатива позволяет получить предельно низкую точку съёмки. Достигается это чрезвычайно просто. Центральная штанга вынимается и переворачивается штативной головкой вниз. Фотокамера оказывается внизу, что может быть полезно при макросъёмке и репродуцировании. Существует разновидность подобной конструкции, позволяющая установить штангу со штативной головкой горизонтально. Материалом для изготовления подобных штативов служит либо легкий сплав, либо карбон. Для повышения устойчивости лёгких штативов некоторые фирмы в конструкции центральной штанги предусматривают специальный крюк, на который можно повесить тяжёлую сумку или мешочек с камнями (иногда такой мешочек идёт в комплекте штатива, правда без камней ;-) ).

Studio tripodНа Рис.3. показан так называемый студийный вариант фотографического штатива с центральной штангой. Хорошо видны специальные распорки между центральной штангой и ножками штатива. Чаще всего подобный штатив устанавливается на полную длину ног, а высота центральной штанги регулируется при помощи специального механизма с рукояткой См. Рис.3. Эта рукоятка (на рисунке слева вверху)  позволяет фотографу оперативно изменять высоту расположения фотокамеры. При этом особый фрикционный механизм, предусмотренный в конструкции, не позволяет фотокамере произвольно опускаться вниз под действием силы тяжести («ползти»). Материалом для изготовления подобных штативов служит либо легкий сплав, либо карбон.

MonopodНа Рис.4. Показана интересная разновидность фотографического штатива – монопод. В отличие от треноги монопод имеет всего одну ногу. Это позволяет фотографу с одной стороны оперативно следить за подвижными объектами. Например, при фотографировании спортивных состязаний. А с другой стороны предоставляет опору, необходимую при работе с длиннофокусной оптикой, часто применяемой при съёмке спорта. Некоторые разновидности штативов на основе треноги позволяют соорудить из центральной штанги и одной из ног вполне приличный монопод. Материалом для изготовления моноподов также служит либо легкий сплав, либо карбон.

Штативные головки

Фотографические штативы, как триподы, так и моноподы, могут оснащаться штативными головками различных типов. Бюджетные модели имеют обычно головку, конструктивно объединённую (интегрированную) со штативом.

Более дорогие модели штативов имеют, как правило, съемную штативную головку. Такая конструкция позволяет фотографу подобрать вариант головки, подходящий именно ему.

Штативные головки рассчитаны на удержание определённого веса, поэтому следует определить вес фотокамеры с объективом, блендой и фильтрами и убедиться, что выбранная штативная головка рассчитана на несколько больший вес. Иначе головка просто не удержит фотокамеру с объективом.

HeadНа Рис.5. показана обычная классическая шаровая головка. Для облегчения конструкции шар (особенно большого диаметра) изготавливается полым изнутри. Часто в конструкции используются лёгкие сплавы и пластик. Такая головка крепится к верхней площадке штатива, не имеющего центральной штанги. В случае штатива с центральной штангой такая штативная головка крепится на один из концов центральной штанги штатива. Аналогично производится крепление к моноподу. Рычаг, расположенный сбоку от головки позволяет освободить крепление и направить фотокамеру на объект съёмки, после чего рычаг поворачивается для закрепления положения фотоаппарата. Фотоаппарат привинчивается к шаровой головке специальным винтом. Оперативность подобного крепления достаточно низкая.

Некоторые фирмы выпускают шаровые головки куркового типа. Фотограф нажимает специальный курок – шар освобождается, позволяя наводить фотокамеру на объект съемки. При отпускании курка фотокамера фиксируется.

HeadНа Рис.6. показана шаровая штативная головка, аналогичная предыдущей шаровой головке. Однако в конструкцию данной головки были внесены определённые изменения. На рисунке видно, что верхняя площадка изменена по сравнению с Рис.5. Конструкция предусматривает механизм, позволяющий быстро ставить камеру на штатив и быстро её снимать. При работе с подобной конструкцией фотограф привинчивает к фотоаппарату специальную быстросъёмную площадку. Эта специальная быстросъёмная площадка позволяет увеличить оперативность при работе со штативом. Можно установить штатив для съемки какого-либо события, например, заката в походе, навести фотокамеру в нужном направлении съемки, и закрепить положение рычагом. После чего, фотограф безболезненно снимает камеру со штатива и фотографирует обустройство лагеря и красивые окрестности. В нужный момент фотограф просто ставит камеру на штатив и фотографирует закат, используя длинную выдержку. Подобная система позволяет держать штатив рабочем положении при съёмке в студии. При съемке в студии можно работать с моделью, фотографируя со штатива и, при необходимости, не прерывая фотосессию оперативно снять камеру со штатива, чтобы получить снимки в несколько ином ракурсе. Также, имея несколько таких специальных площадок, можно быстро заменить одну фотокамеру на другую. Например, 35 мм на средний формат.

3d headНа Рис.7. показана штативная головка, не имеющая шара. Подобные головки иногда называют  3d-головками. Такая головка имеет 3 независимые степени свободы при перемещении фотокамеры: наклон вперёд-назад, наклон вправо-влево, поворот вокруг вертикальной оси вправо-влево. Кроме того, центральная штанга позволяет перемещать фотокамеру вверх-вниз. Наверху такой головки камера закрепляется при помощи уже описанной специальной быстросъёмной площадки. Часто подобные головки имеют градуированные шкалы, позволяющие определять угол, на который поворачивается фотокамера. Нередко в конструкции подобных головок встречается встроенный пузырьковый уровень.

Применение штативов и штативных головок

Применение различных видов штативов и типов штативных головок зависит от вида фотографических работ, выполняемых фотографом.

Для фотографирования пейзажа достаточно будет штатива без центральной штанги с шаровой головкой. Лучше и удобнее, если шаровая головка будет оснащена быстросъёмной площадкой. Можно использовать штатив с центральной штангой, но при фотографировании пейзажа (для повышения устойчивости штатива) центральную штангу обычно не поднимают. Высоту штатива регулируют при помощи изменения длины ног трипода. Рабочая высота устанавливается либо на уровне груди фотографа, тогда можно контролировать параметры съёмки по верхнему дисплею фотоаппарата, либо на уровне глаз фотографа (часто применяется для фотоаппаратов, не имеющих верхнего дисплея). При съемке пейзажа шаровая головка позволяет быстро навести фотоаппарат на интересующий объект.

Шаровой головкой удобно оснащать и монопод. Лучше и удобнее, если такая шаровая головка будет оснащена специальной быстросъёмной площадкой, поскольку прикручивать фотокамеру к моноподу (и откручивать от него) долго и неудобно. При фотографировании фотоаппаратом, установленным на монопод надо учитывать, что монопод играет роль одной ноги штатива, роль остальных ног выполняет фотограф, принимающий для устойчивости соответствующие позы.

При работе в студии шаровая головка может оказаться не совсем удобной. Лучше работать со штативом, имеющим центральную штангу. В качестве штативной головки следует использовать 3d-головку. Штатив устанавливается так, чтобы центральная штанга и ось вращения головки располагались вертикально. Фотокамера обычно ориентируется либо для съёмки горизонтальных кадров (ландшафт), либо вертикальных (портрет). Две ручки управления 3d-головкой управляют наклоном камеры вперёд-назад и вправо-влево соответсвенно. Подъём и опускание центральной штанги позволяет оперативно изменять ракурс, например, при предметной съёмке.

При выборе основного штатива следует учитывать условия его эксплуатации.

Например, пешие туристы всё несут на себе. Поэтому приходится экономить каждый лишний грамм веса. Автотуристы своё имущество везут на автомобиле и могут брать с собой более тяжёлый штатив. Фотографы, увлечённые макросъёмкой, скорее всего, выберут штатив с центральной штангой и укомплектуют его шаровой головкой с курком.

Для студийной работы подойдут штативы способные вынести большую нагрузку, укомплектованные 3d-головкой, прочные и устойчивые, предохраняющие фотокамеру от малейших сотрясений.

© Prostophoto, 2012

© abcIBC.com, 2012

Удачных снимков!

См.также

Оглавление раздела Теория

Цифровая фотография – это здорово!
Кружок нерезкости (кружок рассеяния)
Допустимый кружок нерезкости
Гиперфокальное расстояние
О глубине резкости
Формулы для расчёта гиперфокального расстояния и ГРИП
Графическое представление ГРИП/DOF ч.1
Графическое представление ГРИП/DOF ч.2
Сколько мегапикселей надо для счастья?
Мегапиксели, разрешение и размеры файлов
Размер фото для WEB-проектов
Как получить качественное фото?
Какие бывают объективы?
Подбираем набор объективов
Расчёт ГРИП с помощью калькулятора ГРИП
Сюжетные программы
Творческие программы
Оптимизация изображения в фотокамере
Разрешение снимков и их применение
Форматы графических файлов в фотографии
Вас попросили снять свадьбу – что делать?
Штатив для фотоаппарата
Цветовая температура различных источников
Основные термины цифровой фотографии
Какой формат выбрать – JPEG, TIFF или RAW?
Корректирующие коэффициенты ключевых тонов
Зонная таблица экспозиционных поправок
Условная классификация объективов
Описание зонной теории Ансела Адамса
Зонная система для цифровых фотокамер ч.1
Зонная система для цифровых фотокамер ч.2
Зонная система для цифровых фотокамер ч.3
Зонная система для цифровых фотокамер ч.4
Зонная система для цифровых фотокамер ч.5
Зонная система для цифровых фотокамер ч.6
Правильная экспозиция без 18% серой карты
Блокнот для фотографа
Гистограмма
Размеры матриц цифровых фотокамер
Эквивалентное фокусное расстояние
Таблица эквивалентных фокусных расстояний
Конструктивные особенности объективов ч.1
Конструктивные особенности объективов ч.2
Конструктивные особенности объективов ч.3
Выбираем компактный фотоаппарат ч.1
Выбираем компактный фотоаппарат ч.2
Выбираем компактный фотоаппарат ч.3
Выбираем компактный фотоаппарат ч.4
Выбираем компактный фотоаппарат ч.5
Основные типы компактных фотокамер
Сюжетные режимы компактных камер ч.1
Сюжетные режимы компактных камер ч.2
Сюжетные режимы компактных камер ч.3
Сюжетные режимы компактных камер ч.4
Однообъективный зеркальный фотоаппарат
Системные фотокамеры
Штатив для компактной фотокамеры ч.1
Штатив для компактной фотокамеры ч.2
Хороший фотограф – Профессионал или Мастер?
Фототехника для профи и любителей
Какой фотоаппарат выбрать?
Возможности и функции фотокамер
Фотокамера – идём покупать
Профессиональные и любительские камеры
Фотосъемка различными объективами
Съёмка светосильным объективом 50 mm f/1.4
Информационная ёмкость фотоснимка
Качество изображения и размер файлов
Разрешающая сила и диафрагма
Хороший компьютер для фотографа ч.1
Хороший компьютер для фотографа ч.2
Хороший компьютер для фотографа ч.3
Фотография без Фотошопа
Фотографии из отпуска
Как носить фотоаппаратуру
Как рассчитать объём дисков под фото
Схемы обработки цифровых фото ч.1
Схемы обработки цифровых фото ч.2
Схемы обработки цифровых фото ч.3
Как выбрать схему обработки фото

 

Рациональный съёмочный процесс
Как хранить цифровые фотографии ч.1
Как хранить цифровые фотографии ч.2
Систематизация цифровых фотографий ч.1
Систематизация цифровых фотографий ч.2
Систематизация цифровых фотографий ч.3
Систематизация цифровых фотографий ч.4
Блокнот для фотографа II
Почему применяют серую карту?
Зачем фотографу экспонометр?
Кому нужен отдельный экспонометр
iPad для фотографа
Что мотивирует фотолюбителя?
Как перестать быть любителем?
Когда следует обновлять технику?
От любителя к мастеру
Обучение фотографии – фотокамера
Обучение фотографии – штатив
Обучение фотографии – подготовка
Обучение фотографии – навыки
Обучение фотографии – знания
Обучение фотографии – объективы ч.1
Обучение фотографии – объективы ч.2
Обучение фотографии – объективы ч.3
Обучение фотографии – фильтры
Обучение фотографии – практика
Обучение фотографии – процессы ч.1
Обучение фотографии – процессы ч.2
Обучение фотографии – процессы ч.3
Как хранить цифровые фотографии ч.1
Как хранить цифровые фотографии ч.2
Как хранить цифровые фотографии ч.3
Как хранить цифровые фотографии ч.4
Как хранить цифровые фотографии ч.5
Пять причин снимать в JPEG
Пять причин снимать в RAW
Пять причин снимать в RAW+JPEG
Снимать можно любой фотокамерой
Разрядность цифровой фотографии
Как выбрать RAW-конвертер ч.1
Как выбрать RAW-конвертер ч.2
RAW-конвертер и рабочий процесс ч.1
RAW-конвертер и рабочий процесс ч.2
10 принципов отличной фотографии
Ретушь – Зачем? Когда и Как?
Зачем редактировать цифровое фото?
Фотограф и ретушер ч.1
Фотограф и ретушер ч.2
Отдавать заказчику RAW’ы или нет? ч.1
Отдавать заказчику RAW’ы или нет? ч.2
Режимы съемки P S A M
Съемка в режиме P
Съемка в режиме S и Tv
Съемка в режиме A и Av
Съемка в режиме M
Применение режимов P S A M на съемке
Особенности съёмки в путешествии
Рабочий процесс обработки цифровых фотографий
Вывод фотоснимков на TV экраны
Смартфон как фотокамера
Квадратный кадр
Экспокоррекция при съёмке камерой смартфона
Разрешение печати 254 и 300 DPI
Разрешение цифровой печати 254 DPI
Разрешение цифровой печати 300 DPI
Постобработка у любителя и профи
Съёмка или постобработка
Графические манипуляторы
Компьютерная лазерная мышь
Тачпад в работе фотографа
TrackPoint pointing stick
Графический планшет
Выбор графического планшета
Установка и настройка графического планшета
Как попробовать занятие фотографией?
Обработка после съёмки New
Потоковая обработка свадебной съёмки New
Потоковая обработка на основе Лайтрум New
Как повысить скорость обработки снимков? New