Зонная таблица экспозиционных поправок
Иногда фотографу приходится отступать от «правильной экспозиции», которую ему подобрал автоматический экспонометр фотоаппарата. Часто это необходимо для решения определённых творческих задач. Например, при съёмке силуэта.
Рис.1. Пример съёмки в сложных световых условиях
Для осмысленного введения поправок в экспозицию или для проведения экспокоррекции удобно пользоваться «Зонной таблицей экспозиционных поправок» см.Таблица 1.
Данная таблица выполнена на основе зонной системы экспонометрии и прекрасно зарекомендовала себя при работе с плёночными фотокамерами как с 35-мм, так и со среднеформатными фотоаппаратами.
Зонная таблица экспозиционных поправок (1)
Таблица 1
|
-4 |
Чёрный без фактуры |
Желаемый |
-3 |
Чёрный со слабой проработкой фактуры |
||
-2 |
Чёрный с полной проработкой фактуры |
||
-1 |
Тёмно-серый |
||
0 |
18% серый 18% серый 18% серый |
||
+1 |
Светло-серый |
Желаемый |
|
+2 |
Белый с полной проработкой фактуры |
||
+3 |
Белый со слабой проработкой фактуры |
||
+4 |
Белый без фактуры |
Возможно, второй вариант таблицы для кого-то покажется более удобным. В Таблице 2 белый тон находится вверху, а чёрный внизу таблицы
Зонная таблица экспозиционных поправок (2)
Таблица 2
|
+4 |
Белый без фактуры |
Желаемый |
+3 |
Белый со слабой проработкой фактуры |
||
+2 |
Белый с полной проработкой фактуры |
||
+1 |
Светло-серый |
||
0 |
18% серый 18% серый 18% серый |
||
-1 |
Тёмно-серый |
Желаемый |
|
-2 |
Чёрный с полной проработкой фактуры |
||
-3 |
Чёрный со слабой проработкой фактуры |
||
-4 |
Чёрный без фактуры |
Известно, экспонометры градуируются, исходя из яркости объекта, отражающего 18% света (18% серый). Следовательно, автоматика фотокамеры будет стремиться передать любой снимаемый объект как 18% серый. Именно поэтому на фотографиях, снятых без введения каких-либо поправок белый снег становиться серым, а тёмные объекты неестественно высветляются.
Работать с Зонной таблицей экспозиционных поправок очень просто.
-
Производится замер экспозиции. Для точного измерения надо, чтобы экспонометр был направлен на измеряемую область. Для этого можно подойти к объекту так, чтобы измеряемая область занимала всю площадь видоискателя. Если подойти к объекту невозможно, то измерения следует производить в режиме точечного (spot metering) замера.
-
Далее, в зависимости от возможностей камеры и потребностей фотографа, тем или иным способом вводится экспозиционная поправка. Небольшие поправки вводятся при помощи экспокоррекции. При работе со студийным светом можно регулировать либо величину диафрагмы, либо мощность источника света.
-
Дальнейшая съёмка производится с измерением экспозиции по той же области, что и при определении экспозиционной поправки.
-
Пример: Свадебный фотограф использует в качестве базового тона фотографии белое платье невесты. В режиме точечного (spot metering) замера производится определение экспозиции по белому платью невесты. По Зонной таблице экспозиционных поправок выбирается зона и считывается величина поправки. Допустим, для белого платья невесты была выбрана зона «Белый с полной проработкой фактуры». Для этой зоны экспозиционная поправка составляет +2. Фотограф устанавливает экспозиционную поправку +2 на фотокамере.
Далее, при съёмке фотограф определяет экспозицию по платью, нажимает кнопку экспопамяти, после чего строит кадр и делает снимок. Все кадры будут экспонированы правильно.
Для удобства работы «Зонную таблицу экспозиционных поправок» можно распечатать и вклеить в специальный Блокнот фотографа.
Фотография, представленная на Рис.2. демонстрирует съёмку контрастной сцены в сложных световых условиях. Экспозиция определялась по светам, затем была введена коррекция +3 «Белый со слабой проработкой фактуры».
Рис.2. Демонстрирует съёмку контрастной сцены в сложных световых условиях.
Экспозиция определялась по светам, затем была введена коррекция +3.
Коррекция +3 — «Белый со слабой проработкой фактуры»
© Prostophoto, 2011
© abcIBC.com, 2011
Удачных снимков!
См.также