Добро пожаловать! Зарегистрируйтесь бесплатно или Авторизируйтесь

Главная › Фотография › Гиперфокальное расстояние

ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Search

Оглавление
Автомобиль
Велосипед
Дача=Дом+Сад
Интернет
Компьютеры и гаджеты
Цифровая фотография

Инструменты/Tools

Курсы валют к рублю РФ

DOF Calculator
Калькулятор ГРИП
Depth of Field Calculator

Полезные таблицы
Useful tables

Таблица элегантности

Калькулятор ГРИП (DOF Calculator)

Официальные праздники РОССИИ

Меры длины, астрономической длины, площади, объёма, времени, скорости, массы, давления, мощности

Товарные штрих-коды разных стран

Обозначения на одежде и белье

Пляжный отдых на Чёрном море, описаны Анапа, Архипо-Осиповка, Бетта, Геленджик, Джанхот, Дивноморское, Кабардинка, Криница, Новороссийск, Прасковеевка, Тамань

 Гиперфокальное расстояние

Цифровой фотоаппарат/Digital photo cameraГиперфокальное расстояние объектива имеет второе название – начало бесконечности.
Гиперфокальное расстояние – расстояние до ближайшей к объективу плоскости, резко изображаемой объективом, установленным на бесконечность. Отсюда и второе название – начало бесконечности.

В формулах гиперфокальное расстояние обычно обозначают латинской буквой H.

Гиперфокальное расстояние H обладает интересным свойством. Если объектив навести не на бесконечность, а установить на дистанцию гиперфокального расстояния, то глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) будет простираться от H/2 до бесконечности.

Это свойство использовалось в конструкции съемочных объективов некоторых фотоаппаратов. На шкалу расстояний съёмочного объектива наносилась специальная метка или точка, часто красного или белого цвета. Другая метка или точка наносилась на шкалу диафрагм съёмочного объектива. При съёмке фотограф мог быстро установить диафрагму и дистанцию съёмки по точкам (это и называлось «установить по точкам») и быть уверенным в том, что большая глубина резкости (от нескольких метров до бесконечности) ему обеспечена. Точка на шкале диафрагм обеспечивала оптимальную диафрагму, которая соответствовала максимальной разрешающей способности объектива.

Произведя предварительную установку камеры «по точкам» и установив подходящую выдержку, фотограф был готов быстро достать фотокамеру из футляра и оперативно сфотографировать какой-либо неожиданный сюжет, например, в походе или в путешествии. Установкой по точкам обычно пользовались при съёмке пейзажей, особенно пейзажей без переднего плана и для получения видовых снимков.

Чаще всего «установка по точкам» входила в конструкцию складных фотоаппаратов среднего формата (6x9 см, 6x6 см, 6x4.5 см), реже в конструкцию малоформатных фотоаппаратов, в основном шкальных.

Величина гиперфокального расстояния съемочного объектива зависит от его фокусного расстояния, используемой диафрагмы и допустимого кружка рассеяния.

В современных фотоаппаратах применяются, в основном, системы автоматической наводки на резкость (системы автоматической фокусировки), а управление диафрагмой объектива производится из камеры, поэтому большинство объективов не имеют в своей конструкции системы «установки по точкам», а в некоторых моделях шкала  глубины резко изображаемого пространства (ГРИП) представлена в урезанном виде или отсутствует вовсе.

Из опыта можно отметить, что использование гиперфокального расстояния для получения глубины резкости от нескольких метров до бесконечности рационально только для среднеформатных плёночных фотоаппаратов. Снимки на самом деле имеют заявленную резкость (при съемке со штатива). При этом изображение «в бесконечности» действительно резкое. Изображением в бесконечности в нашем тесте служили большие раздельные буквы лозунга, размещённого на крыше дома, расположенного в 3 километрах. Фрагмент отпечатка увеличивался в 10 раз.

Малоформатные фотокамеры всё же рекомендуется наводить на резкость на смысловой центр снимка. Тестовая съемка объекта в бесконечности (те же буквы на доме) показывает, что при использовании гиперфокального расстояния объекты в бесконечности при 10 кратном увеличении имели несколько размытое изображение (при таком же кружке рассеяния на отпечатке, как на отпечатке со среднеформатного негатива!). В тоже время отпечатки с малоформатных негативов того же «объекта в бесконечности» при установке объективов на бесконечность имели отличную резкость.

Можно предположить, что нанесение шкалы расстояний на объективы для среднеформатной аппаратуры и её юстировка производится более тщательно, чем для малоформатной, тем более, что диаметр оправы среднеформатных объективов часто больше диаметра оправы малоформатных объективов. Соответственно у среднеформатных камер больше длина шкалы расстояний. Это особенно заметно у короткофокусных объективов с фиксированным фокусом, где незначительный сдвиг по шкале расстояний заметно сказывается на мелком изображении объектов в бесконечности.

Гиперфокальное расстояние определяется геометрическими параметрами съемочного объектива (фокусным расстоянием и значением диафрагмы) и заданным диаметром допустимого кружка рассеяния.

Формула для расчёта гиперфокального расстояния объектива

Гиперфокальное расстояние H = f + f2 /(k·d);    (1)

В большинстве случаев f << f2 /(k·d), т.е. фокусное расстояние съемочного объектива незначительно влияет на величину гиперфокального расстояния. Поэтому с достаточной для практики точностью можно использовать формулу (2), полученную из формулы (1).

Гиперфокальное расстояние H = f2 /(k·d);          (2)

где,
H – гиперфокальное расстояние;
f – фокусное расстояние объектива;
k – знаменатель относительного отверстия;
d – диаметр допустимого кружка рассеяния.

Выводы кратко:

©  Prostophoto, 2011

©  abcIBC.com, 2011

Удачных снимков!

См.также

Оглавление раздела Теория

Цифровая фотография – это здорово!
Кружок нерезкости (кружок рассеяния)
Допустимый кружок нерезкости
Гиперфокальное расстояние
О глубине резкости
Формулы для расчёта гиперфокального расстояния и ГРИП
Графическое представление ГРИП/DOF ч.1
Графическое представление ГРИП/DOF ч.2
Сколько мегапикселей надо для счастья?
Мегапиксели, разрешение и размеры файлов
Размер фото для WEB-проектов
Как получить качественное фото?
Какие бывают объективы?
Подбираем набор объективов
Расчёт ГРИП с помощью калькулятора ГРИП
Сюжетные программы
Творческие программы
Оптимизация изображения в фотокамере
Разрешение снимков и их применение
Форматы графических файлов в фотографии
Вас попросили снять свадьбу – что делать?
Штатив для фотоаппарата
Цветовая температура различных источников
Основные термины цифровой фотографии
Какой формат выбрать – JPEG, TIFF или RAW?
Корректирующие коэффициенты ключевых тонов
Зонная таблица экспозиционных поправок
Условная классификация объективов
Описание зонной теории Ансела Адамса
Зонная система для цифровых фотокамер ч.1
Зонная система для цифровых фотокамер ч.2
Зонная система для цифровых фотокамер ч.3
Зонная система для цифровых фотокамер ч.4
Зонная система для цифровых фотокамер ч.5
Зонная система для цифровых фотокамер ч.6
Правильная экспозиция без 18% серой карты
Блокнот для фотографа
Гистограмма
Размеры матриц цифровых фотокамер
Эквивалентное фокусное расстояние
Таблица эквивалентных фокусных расстояний
Конструктивные особенности объективов ч.1
Конструктивные особенности объективов ч.2
Конструктивные особенности объективов ч.3
Выбираем компактный фотоаппарат ч.1
Выбираем компактный фотоаппарат ч.2
Выбираем компактный фотоаппарат ч.3
Выбираем компактный фотоаппарат ч.4
Выбираем компактный фотоаппарат ч.5
Основные типы компактных фотокамер
Сюжетные режимы компактных камер ч.1
Сюжетные режимы компактных камер ч.2
Сюжетные режимы компактных камер ч.3
Сюжетные режимы компактных камер ч.4
Однообъективный зеркальный фотоаппарат
Системные фотокамеры
Штатив для компактной фотокамеры ч.1
Штатив для компактной фотокамеры ч.2
Хороший фотограф – Профессионал или Мастер?
Фототехника для профи и любителей
Какой фотоаппарат выбрать?
Возможности и функции фотокамер
Фотокамера – идём покупать
Профессиональные и любительские камеры
Фотосъемка различными объективами
Съёмка светосильным объективом 50 mm f/1.4
Информационная ёмкость фотоснимка
Качество изображения и размер файлов
Разрешающая сила и диафрагма
Хороший компьютер для фотографа ч.1
Хороший компьютер для фотографа ч.2
Хороший компьютер для фотографа ч.3
Фотография без Фотошопа
Фотографии из отпуска
Как носить фотоаппаратуру
Как рассчитать объём дисков под фото
Схемы обработки цифровых фото ч.1
Схемы обработки цифровых фото ч.2
Схемы обработки цифровых фото ч.3
Как выбрать схему обработки фото
Рациональный съёмочный процесс
Как хранить цифровые фотографии ч.1

 

Как хранить цифровые фотографии ч.2
Систематизация цифровых фотографий ч.1
Систематизация цифровых фотографий ч.2
Систематизация цифровых фотографий ч.3
Систематизация цифровых фотографий ч.4
Блокнот для фотографа II
Почему применяют серую карту?
Зачем фотографу экспонометр?
Кому нужен отдельный экспонометр
iPad для фотографа
Что мотивирует фотолюбителя?
Как перестать быть любителем?
Когда следует обновлять технику?
От любителя к мастеру
Обучение фотографии – фотокамера
Обучение фотографии – штатив
Обучение фотографии – подготовка
Обучение фотографии – навыки
Обучение фотографии – знания
Обучение фотографии – объективы ч.1
Обучение фотографии – объективы ч.2
Обучение фотографии – объективы ч.3
Обучение фотографии – фильтры
Обучение фотографии – практика
Обучение фотографии – процессы ч.1
Обучение фотографии – процессы ч.2
Обучение фотографии – процессы ч.3
Как хранить цифровые фотографии ч.1
Как хранить цифровые фотографии ч.2
Как хранить цифровые фотографии ч.3
Как хранить цифровые фотографии ч.4
Как хранить цифровые фотографии ч.5
Пять причин снимать в JPEG
Пять причин снимать в RAW
Пять причин снимать в RAW+JPEG
Снимать можно любой фотокамерой
Разрядность цифровой фотографии
Как выбрать RAW-конвертер ч.1
Как выбрать RAW-конвертер ч.2
RAW-конвертер и рабочий процесс ч.1
RAW-конвертер и рабочий процесс ч.2
10 принципов отличной фотографии
Ретушь – Зачем? Когда и Как?
Зачем редактировать цифровое фото?
Фотограф и ретушер ч.1
Фотограф и ретушер ч.2
Отдавать заказчику RAW’ы или нет? ч.1
Отдавать заказчику RAW’ы или нет? ч.2
Режимы съемки P S A M
Съемка в режиме P
Съемка в режиме S и Tv
Съемка в режиме A и Av
Съемка в режиме M
Применение режимов P S A M на съемке
Особенности съёмки в путешествии
Рабочий процесс обработки цифровых фотографий
Вывод фотоснимков на TV экраны
Смартфон как фотокамера
Квадратный кадр
Экспокоррекция при съёмке камерой смартфона
Разрешение печати 254 и 300 DPI
Разрешение цифровой печати 254 DPI
Разрешение цифровой печати 300 DPI
Постобработка у любителя и профи
Съёмка или постобработка
Графические манипуляторы
Компьютерная лазерная мышь
Тачпад в работе фотографа
TrackPoint pointing stick
Графический планшет
Выбор графического планшета
Установка и настройка графического планшета
Как попробовать занятие фотографией?
Обработка после съёмки
Потоковая обработка свадебной съёмки
Потоковая обработка на основе Лайтрум
Как повысить скорость обработки снимков?
Работа фотографа как проект
Надо ли отказываться от постобработки
Рабочий поток обработки цифровых фотографий
Как ускорить обработку цифровых фотографий